Какой сегодня церковный праздник праздник по православному календарю 10.11.2018

10 ноября отмечается 6 православных церковных праздников.

  • Параскевы Льняницы
  • Мучеников Терентия и Неониллы, и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила, Евникии
  • Преподобного Стефана Савваита, творца канонов
  • Святителя Арсения, архиепископа Сербского
  • Преподобного Иова, игумена Почаевского
  • Святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Параскевы Льняницы

Другие названия праздника: Параскева Пятница, Льняница, Бабья заступница, Трепальницы, Параскева и Ненила, Льняные смотрины, День великомученицы Параскевы.

В народе ее прозвали Льняницей, так как в этот праздник женщины хвастаются своим льном. Также святую мученицу называют Параскевой Пятницей, поскольку она родилась именно в этот день.

В конце 3 века Римскую империю возглавил Диоклетиан. Он установил твёрдое правление и устранил фикцию, согласно которой император был лишь первым из сенаторов (принцепсом), после чего объявил себя полновластным правителем. В годы его правления борьба с христианством стала сходить на нет, но всё равно гонения ещё продолжались.

В это время в городе Иконии проживала одна благородная и красивая де­вица по имени Параскева. Родители её, христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Господних, отошли ко Господу. Они оставили свою блаженную дочь наследницею большого имущества. Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Па­раскева стала подражать вере и делам своих родителей.

Она начала тратить свое имущество не на украшение своей юной красоты и ­молодости и не на роскошную жизнь, но на одеяние нагих, пропитание голодающих, угощение странников. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся сожительства с нею: она скоро соделалась невестою Единаго безсмертнаго Жениха, Едино­роднаго Сына Божия, для которого и жила в святости и праведности. Пресвятое Имя Его она исповедывала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.

Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело пропо­ведывала пред ними слово Божие и изобличала суету бездушных идолов. Не желая слушать от неё таковых обличений, неверующие граж­дане схватили ее и предали побоям, потом ввергли в темницу, а затем предали на истязания. Преподобную растерзали до костей, но в темнице посетил ее Ангел и исцелил все ее раны. Другое чудо произошло, когда ввели святую в капище идольское; по ее повелению все идолы пали и обратились в прах. Во время очередных мучений пламя огня, которым опаляли тело святой, настолько воспламенилось, что нечестивые мучители были сожжены им. Наконец святая Параскева была усечена мечом.

Со временем имя святой великомученицы Параскевы Пятницы для православных людей приобрело огромное значение. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. Иконы святой великомученицы Параскевы охраняют семейное благополучие и счастье. Святая Параскева — покровительница полей, скота и торговли, а также водных источников. По молитвам святой великомученицы совершаются исцеления от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

На Руси с принятием христианства почитание святой Параскевы получил особое распространение. У святой Пятницы находилось дело на каждый день. На распутьях и перекрестьях дорог ставили деревянные столбцы с резными изображениями великомученицы, и назывались они «пятницами». К этим святым местам выходили встречать близких, до «пятниц» провожали отправляющихся в дальний путь. Сюда, таясь, приходили девушки, чтобы помолиться о даровании хорошего, доброго жениха.

В честь святой великомученицы Параскевы в 1865 основана женская община в Инсарском уезде Пензенской губернии на месте явления иконы святой около 1780 года. Освобождение крестьян (1861 года) поставило помещиков в необходимость продать земли. Ее купили крестьяне и, вырубивши лес, решили открыть женский монастырь. Через землевладелицу Марию Михайловну Киселеву крестьяне исходатайствовали Высочайшее разрешение на открытие Параскево-Вознесенской общины, которая была открыта 20 июля 1865 года.

Что нужно делать в этот день

В этот день осматривают и утепляют избы, а поголовья скота загоняют в зимние стойла.

Считается, что Параскева покровительствует полям и домашнему скоту. В связи с этим в церковь приносят различные выращенные плоды, которые после освящения хранят в домах до конца года. Если начинается падеж домашнего скота, то первым делом воздают молитвы святой Параскеве.

Женщины выносят за ворота домов вытрепанный лен, льняные холсты и, раскладывая их, хвастаются перед соседями. Таким образом проводятся льняные смотрины.

Приметы на 10 ноября

Если выпал снег, а вишня сбросила еще не все листья, то он быстро растает.

В день Параскевы Льняницы, чтобы не накликать беду, запрещается делать работу, связанную с водой. Исключение составляет болезнь ребенка. В таком случае его необходимо умыть в источнике.

Получившийся после вытрепки первый лен необходимо освятить в церкви.

Беременной женщине запрещается в этот день давать в долг деньги. Считается, что таким образом она отдает в чужие руки судьбу своего будущего ребенка.

Мучеников Терентия и Неониллы, и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила, Евникии

Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия претерпели мученическую кончину от гонителей христианства в царствование Декия (249–251). Ревностно исповедовали они Христа и порицали идолопоклонство. За это язычники подвергли всю христианскую семью страшным мучениям и пыткам, но не добились их отречения от истинной веры. Святые мученики были обезглавлены.

Преподобного Стефана Савваита, творца канонов

Память творца церковных канонов Стефана, подвизавшегося в лавре святого Саввы в Палестине в IХ веке.

Преподобный Стефан Савваит, племянник святого Иоанна Дамаскина (память 4 декабря), родился в 725 году. Десятилетним отроком поступил в Лавру святого Саввы и всю жизнь провел в этой обители, иногда уходя в пустыню для уединенных подвигов. Преподобному Стефану был ниспослан дар чудотворений и прозорливости: он исцелял больных, изгонял бесов, узнавал мысли приходивших к нему за советом. Скончался в 794 году, заранее извещенный о дне смерти. Житие преподобного составлено его учеником Леонтием.

Святителя Арсения, архиепископа Сербского

Святитель Арсений вошел в историю Сербской Православной Церкви как второй ее архиепископ, т.е. Предстоятель.

Из его жития, написанного сербским архиепископом Даниилом II, известно, что будущий святой родился в Сремской земле (юго-запад провинции Воеводина). При этом о дате рождения и ранних годах святого Арсения ничего неизвестно.

В молодом возрасте будущий епископ принял монашество и в 1215 году был назначен святителем Саввой игуменом Жичского монастыря, что в южной Сербии. К тому же новому настоятелю было поручено завершение строительства этой обители.

Стоит отметить, что Арсений был наиболее прилежным учеником и последователем первого архиепископа Сербской Церкви – святого Саввы, которому помогал развивать молодую независимую Архиепископию, и впоследствии принял от него церковное управление.

Когда святой Савва был поставлен во главе Сербской Церкви, он поручил Арсению отправиться на Юго-Восток страны для выбора административного центра новообразованной Архиепископии. Выбор пал на город Печь. Здесь же на св. Арсения было возложено возведение монастыря в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, который в XIV века стал резиденцией Сербских Первосвятителей.

После смерти святителя Саввы в 1236 году, Арсения избрали главой Сербской Архиепископии, которой он управлял в течение почти трех десятилетий. Последние три года святой сильно болел, поэтому управление Церковью передал преемнику — Савве II.

Святитель Арсений Сремский отошел ко Господу в 1266 году и был похоронен в монастыре Печи.

Почитание архиепископа Арсения как святого развилось уже во времена архиепископа Саввы II (1264-1271). Уже сербский типикон 1416 года под 28 октября (10 ноября по нов. ст.) указывает на день памяти Арсения, архиепископа, чудотворца. Средневековая сербская литература говорит о чудесных исцелениях больного молодого человека из Срем, греческого монаха и женщины.

В Печской обители мощи святого почивали до первой половине XVIII столетия, а затем в результате воин по другим причинам часто меняли места своего нахождения — монастыри Доволье, Морача, Косиерево, Плевская Троицкая обитель, а с 1920 года и по сегодняшний день они пребывают в монастыре Ждребаоник в Черногории. Стоит отметить, что это лишь часть его мощей, ведь известно, что еще одна часть до 1716 года находилась в обители Крушедол. В наше время часть мощей вернулась в обитель Косиерево.

В 1964 году имя святителя Арсения было присвоено Духовной семинарии в Сремских Карловцах (Сербия).

Сегодня церкви в честь святого Арсения построены в нескольких странах мира. Кроме Сербии и Черногории, в частности, храм русского Патриаршего подворья находится в Армении. Есть Арсениевская церковь и на Американской земле – в Уитби, что в 15 километрах от города Торонто (провинции Онтарио).

Преподобного Иова, игумена Почаевского

Преподобный Иов Почаевский жил в трудные для Православной России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия.

Преподобный Иов (в миру Иван Иванович Железо) родился в 1551 году в крае, называемом Покутье, лежащим в Галиции между Карпатами и Днестром. Семья его принадлежала к дворянскому роду, хранившему верность Православию. Родителей его звали Иоанном и Агафией. С детства будущий подвижник обнаружил стремление к иноческой жизни. В 10-летнем возрасте мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего Угорницкого монастыря дозволить ему служить братии. Своим усердием он завоевал вскоре любовь монастырского братства, прозорливый же игумен провидел в нем большие духовные дары.

В 12 лет Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, в 13 лет, уже после многих иноческих подвигов, он был рукоположен в священнический сан, а в 30 лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он ос обенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.Известность о его духовных подвигах широко распространилась по всему краю. К преподобному Иову начали приходить вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия на Волыни князя Константина Острожского.

Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более 20 лет. К этому времени относятся заключение Брестской унии (1596) и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям преподобного.

Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг, ибо книги и проповеди были в то время серьезной опорой православных против латино-польских притязаний. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг, по свидетельству жития, преподобный Иов и сам участвовал в этом труде. По благословению святого в 1581-1582 гг. князь Константин издал в г. Остроге первопечатную славянскую Библию (Острожская Библия).

Сам будучи примером благочестия, преподобный Иов поднял и нравственно-духовный уровень вверенного ему монастыря. Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. Поэтому он решил оставить Дубенский монастырь и около 1604 г., поселился в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской, чтобы, оградив себя от мирских похвал, сделаться здесь простым иноком.

До преподобного Иова с 1240 года здесь селились пустынножители монахи – выходцы из Киево-Печерского монастыря. Они покинули Киев, спасаясь от нашествия полчищ Батыя. В 1340 году в Почаеве совершилось чудесное явление Божией Матери в огненном столпе. До конца XVI века обитель была пустынной: иноки жили в отдельных пещерах и собирались для молитвы в небольшом храме в честь Успения Божией Матери.

В 1597 году в обители появилась великая святыня – чудотворная икона Божией Матери, переданная помещицей Анной Гойской (икону подарил Гойской греческий митрополит Неофит, гостивший в ее доме). И вот что примечательно: ни письменные свидетельства, ни предания устные не сохранили никаких сведений о настоятелях, предшествовавших преподобному Иову. До него почаевские пустынники, по примеру пустынножителей Афона, могли и не иметь особых настоятелей, подчиняясь лишь каким-либо духовным старцам, чьи имена не сохранились.

Иов был первым настоящим организатором возникающей Почаевской обители, ибо, по словам Досифея, «сицевого стража зело подвижна и искусна изводи имети Пресвятая Дева Богородица Мария и своей небеси подобящейся обители». Преподобный ввел в своей обители древний Студийский устав, устроив в ней жизнь по примеру Киево-Печерской Лавры. В те первые «послеуниатские» годы нужно было иметь необыкновенное благоразумие, твердость воли, глубокую убежденность и укорененность в Православии не только для того, чтобы управлять строящейся обителью, но даже и просто для того, чтобы сохранить свою веру.

Однако преподобный Иов после 20 лет управления Дубенским Крестовоздвиженским монастырем имел уже достаточный навык к этому. И вот великий аскет, любитель безмолвия и пустынножительства, ревностно принимается за это Богом посланное ему дело, не гнушаясь и тяготами, связанными с материальным устроением обители. И все эти тяготы и попечения, безропотно несет он до конца своей жизни, не брезгая даже судами и бумажной волокитой.

Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Тамашевских в обители был построен каменный храм во имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона. Икона была установлена над Царскими вратами, откуда опускалась для верующих, что совершается и доныне. Это был период расцвета монастыря, число иноков в нем сильно возросло.

Но вскоре последовали бедствия. В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук скончавшейся Анны Гойской, лютеранин Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, поскольку еще при жизни Гойской не мог спокойно смотреть на Почаевский монастырь, которому та даровала часть своих имений и доходов. Для этого Фирлей сначала отнял поля, леса и сенокосы монастырские; затем присвоил себе монастырских крестьян, портил разные материалы, раскопал пограничные знаки для уничтожения дарственной записи, ловил за монастырем иноков, бил их и тиранил. Наконец он запретил брать воду из колодцев местечка Почаева, а своего колодца в монастыре не было, так что дальнейшее пребывание иноков на Почаевской горе становилось невозможным.

Тогда преподобный Иов, помолившись Пресвятой Богородице, велел рыть колодезь в самой обители, в горе, и на глубине 64 локтей нашли воду. Этим колодцем монастырь пользуется и сейчас. Фирлей, однако, на этом не остановился. В 1623 году он натравил на обитель орду своих буйных слуг, которые, разграбив монастырское имущество, похитили и Чудотворную икону. После этого грабежа Иову пришлось судиться с Фирлеем целых четверть века. Но главным образом он надеялся на помощь Божию и вместе с братией усердно молил Господа, чтобы Он вразумил святотатца. Господь услышал рабов Своих.

Однажды Фирлей, «не ведая, что более делать», нарядил свою жену в священные одежды, дал ей в руки святую чашу, и она вместе с присутствовавшими начала хулить Пресвятую Богородицу. На Фирлееву жену «напал бес лют, которым она удручаема была чрез долгое время». Это «стрясение бесом» произвело впечатление даже на самого Фирлея, и он, в конце концов, безропотно возвратил икону обители. Только тогда жена его была оставлена бесом.

Особенно важной для укрепления Православия на Волыни была книгоиздательская литературная деятельность преподобного Иова. По преданию, в Почаевской обители еще Анной Гойской была заведена типография, которую преподобный Иов застал в цветущем состоянии. В начале XVII века в этом крае она оставалась единственной из славянских типографий. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания.

Одним из важнейших трудов, изданных по благословению преподобного Иова, является направленное против латинян сочинение Кирилла Транквилиона, впоследствии архимандрита Черниговского, «Зерцало Богословия», напечатанное в 1618 году. Долгие годы (по 1932 г.) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного – «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его написанная», содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих аскетических и полемических сочинений. В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела».

Типография преп. Иова, возобновленная в начале XX века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Джорданвилльском Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Вместе с этими трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. В Почаевской лавре до сих пор сохраняется пещера, где в течение нескольких суток стоял на молитве преподобный Иов. Угодник Божий с давних лет поставил на уступе скалы, вдавшемся в пещеру, лучший список с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери: преклонял колена на жестком каменном полу и молился Владычице мира «о благосостоянии света, во зле лежащего».

 

В одну из ночей во время молитвы святого свидетели видели необычайный свет, озаривший пещеру. От «таковаго плоти измождения», а главное, от продолжительных стояний на молитве у преподобного Иова начали отекать ноги и тело кусками отпадало от костей, «о чем и до сего дне свидетельствуют честныя мощи нетленныя, в раке лежащия». Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом.

Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении. Кроме молитвы и богомыслия преподобный занимался физическим трудом. Под схимнической одеждой он всегда носил власяницу и тяжелые вериги. День посвящал труду, а ночь – молитве. Днем подвижник беспрестанно работал: садил деревья, делал прививки, насыпал плотины, подавая братии пример трудолюбия. При этом с его уст не сходила молитва Иисусова. В свободное время преподобный Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад. При его участии были вырыты два пруда вблизи обители.

В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избрали своим духовником многие влиятельные люди того времени. Авторитет Почаевского игумена был в то время очень высок в православном мире Речи Посполитой. Он принимал участие в Киевском Соборе в 1628 году, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов. 21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Ему было более 100 лет. Тело преподобного после погребения оставалось в земле 7 лет. Потом многие начали замечать исходивший из могилы его свет, и сам он трижды во сне являлся православному митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и увещевал его открыть мощи, лежавшие под спудом.

Мощи его были открыты в 1659 году и положены в церкви Живоначальной Троицы. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея (описателя жития святого), в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

Святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Церковь чествует митрополита Ростовского Димитрия (имя при рождении - Даниил Туптало) родом из местечка неподалеку от Киева. К лику святых причислен в 1757 году.

Сегодня, когда медицина бессильна при лечении многих болезней все больше людей идут с верой в исцеление в церковь. Ведь именно в церкви можно найти покой для своей души, помолится в тишине, исповедоваться и преклоняясь к образу святому исцелится от многих болезней и недугов. Среди всех образов особое место занимает образ митрополита Дмитрия Ростовского. К нему приходят прихожане со всего мира и просят исцеления от многих недугов. В основном это такие недуги как болезни сердечно-сосудистой системы, слепоты, головных болей и многое другое.

Спустя чуть больше 40 лет после кончины митрополита Ростовского над могилой его просел пол. При проведении ремонта этого пола, рабочие открыли бревенчатый сруб могилы Дмитрия. Таким образом, были обнаружены нетленные мощи. После освидетельствовании мощей и многочисленных исцелений при гробнице Дмитрия, церковь в 1757 году причислила его к лику святых.


Материал подготовлен на основе информации "Инфо-Всем" и открытых источников
специально для сайта info-vsem.ru Автор: Анна Абрикосова.



 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here