РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом


Доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев прокомментировал решение РПЦ. Тем временем РПЦ назвала условие восстановления отношений с Константинополем.

 

Священный Синод РПЦ принял решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Об этом РИА Новости сообщил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

На заседании священного синода принято решение о полном разрыве общения с Константинопольским патриархатом. Это было вынужденное решение, но иного решения не мог принять наш священный синод, поскольку к этому вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата. Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом как полностью идентифицировавшим себя с расколом», —

сообщил митрополит.

Митрополит также добавил, что РПЦ надеется, что Константинопольский патриархат передумает по поводу предоставления Украинской церкви автокефалии, а до этого взаимодействие с ним невозможно.

Мы надеемся на то, что здравый разум восторжествует, что Константинопольский патриархат изменит свое отношение к существующей церковной реальности. Но до тех пор, пока этого изменения не произошло, пока эти беззаконные и антиканоничные решения с точки зрения Константинополя остаются в силе, мы не сможем находиться в общении с этой церковью, находящейся сегодня в расколе», —

сказал Иларион.

Тем временем доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев прокомментировал на запрос RT решение РПЦ.

Большая часть людей этого разрыва не заметят. Тех, конечно, кто живёт за рубежом и посещает приход Константинопольского патриархата, как во Франции и США, это не порадует. Им придётся искать другие церкви, школы для детей. Понятно, что такие разделения никакого комфорта людям не добавляют. Конечно, это может быть обратимо, следующий Константинопольский патриарх пересмотрит решение. Но надо сказать, это маловероятно. Нельзя будет причащаться. Службы посещать бессмысленно при таких условиях. Лучше найти нормальную церковь. По сути, это первый акт объявления войны. К сожалению, такие случаи уже бывали в истории. Может, всё и закончится благополучно», — заявил Роман Силантьев.

Церковный проект Порошенко

Автокефалия православной церкви на Украине – вторая после «евроинтеграции» излюбленная идея полагающего себя православным украинского президента Порошенко. Он провел соответствующее решение через Раду, несколько раз ездил в Стамбул, говорил с патриархом Варфоломеем, даже обещал Константинопольскому патриархату деньги.

Но какие большие деньги из нынешней Украины? По сравнению с теми средствами, которые Фанар (резиденция патриарха в Стамбуле) может получить в случае открытого противостояния с Москвой, это будут сущие копейки. Однако все это — сиюминутная конъюнктура. Когда речь заходит о серьезных проблемах церковной жизни, оживают старые споры и очень древние противоречия.

Варфоломей хочет большего

Вселенский патриархат Константинополя — или, как его именуют в греческой литературе, Великая Церковь Христова – первый по чести среди православных церквей. В византийские времена, на протяжении тысячи лет Второго Рима, симфония патриарха и императора часто определяла судьбы мира. Теперь, конечно, до былой мощи далеко, но воспоминания о ней берегут.

В настоящее время в Константинопольском патриархате 63 епархии и около 3200 приходов на всех континентах (около 5,5 миллионов верующих). В Европе существуют и русские приходы Константинопольского патриархата, объединенные в Русскую православную архиепископию Западной Европы с центром в Париже. До 60-х годов эта архиепископия именовалась «экзархатом русской традиции». У ее истоков (1931 год) – митрополит Евлогий (Георгиевский).

…У Константинополя традиционно сложные отношения с Московской патриархией и Русской православной церковью. Корни противоречий уходят в XIX век, в проблему с Болгарской автокефалией. Но Украина, где роли поменялись с точностью до наоборот, обострила их до крайней степени.

Патриарх Варфоломей (в миру Дими́триос Архондо́нис) – выпускник Папского Восточного института в Риме и Мюнхенского университета, специалист по каноническому церковному праву. И именно правовой аспект проблемы он всегда будет ставить в основание своей аргументации.

Для Варфоломея и Константинопольского синода украинский вопрос – уникальная возможность в разы увеличить церковное и политическое влияние в современном мире, взять исторический реванш за череду унижений и неудач, которые пришлось пережить Вселенской церкви после падения Византийской империи. Это обстоятельство делает дальнейшее обострение конфликта очень вероятным, если не неизбежным.

Аргументы Фанара

В Константинополе любят утверждать, что с церковно-юридической точки зрения статус украинских епархий как принадлежащих Московской патриархии никогда не был окончательно подтвержден.

Как известно, христианство распространялось на Руси из Киева. Более того, первый избранный без согласования с Константинополем глава Русской церкви Иона (1448 год) титуловался митрополитом Киевским и Всея Руси, хоть кафедра его и находилась в Москве (формула «Митрополит Московский и Всея Руси» была принята в 1461 году). Тогда, после провала Флорентийской унии, разделение «украинской» и «великорусской» уерквей могло привидеться нашим соотечественникам только в страшном сне.

Константинопольские же патриархи долгое время вообще не брали в расчет автокефалию Московской митрополии, называли главу Русской церкви своим «экзархом на Москве и в северных странах». После падения Константинополя (1453) они дома, в Османской империи, чувствовали себя очень стесненно, и только на православном северо-востоке могли расправить плечи, потешить себя видимостью власти.

Так или иначе, первый и единственный указ (томос) Константинополя о признании права Москвы на управление украинскими епархиями был выпущен через двести лет, во второй половине XVII века. Да и то под давлением Османского правительства, не желавшего портить отношения с Россией.

Но и тогда Вселенский патриарх Дионисий требовал, чтобы в украинских храмах его имя за литургией возглашалось прежде Московского Иоакима. В Москве подивились этому пожеланию, да и вскоре позабыли о нем. Но с позиций церковного права вопрос остался открыт.

Украинский раскол

Ситуацию усугубляет и церковное разделение в Украине. Православные в стране расколоты на три Церкви:

Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП)

На сегодняшний день единственная каноническая. Она считает себя преемницей древней Киевской митрополии и бывшего Украинского экзархата Русской православной церкви советского периода. Пользуется правами широкой автономии, данными ей специальным указом патриарха Алексия II в 1990 году и расширенными на Архиерейском соборе РПЦ в ноябре 2017 года.

Предстоятель Церкви – митрополит Киевский и всея Украины — избирается пожизненно на Архиерейском соборе УПЦ. С 2014 года Церковь возглавляет митрополит Онуфрий (Березовский).

У УПЦ (МП) – 12 615 приходов и 43 епархии по всей Украине за исключением Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Она объединяет абсолютное большинство православных общин (67%).


В Московской патриархии подчеркивают, что во всех своих внутренних делах Украинская православная церковь пользуется полной самостоятельностью. При этом епископат УПЦ (МП) сохраняет всю полноту присутствия на Архиерейских соборах и в Синоде РПЦ.

На фоне гражданской войны в Донбассе и политического размежевания в стране духовенство и прихожане УПЦ МП не занимают единодушно пророссийские позиции. То же самое касается и высших иерархов церкви. Откровенно «промосковскими» можно назвать только 3 из 9 членов Синода  — наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла (Лебедя), митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) и митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало).

Вторая по старшинству и авторитетная на Западной Украине — Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

Возникла в годы Гражданской войны на территории, подконтрольной Симону Петлюре. В 30-е годы она была практически уничтожена, но оказалась восстановлена во время Второй мировой войны под германской оккупацией. В послевоенные годы эта церковь имела приходы в основном в эмиграции, в Канаде и в Латинской Америке. Ее украинские храмы были либо закрыты, либо переданы РПЦ.

Однако в тех же 40-50–х священники УАПЦ в глубоком подполье окормляли бойцов УПА*. Несколько десятков глубоко законспирированных общин сохранились в Галиции и до 80-х годов. В конце 80-х УАПЦ легально вернулась на Украину. Тогда к ней присоединилось несколько сотен приходов, ушедших из Московского патриархата.

На сегодняшний день у УАПЦ 11 епархий и более 550 приходов. Возглавляет ее Макарий (Мелетич) с титулом митрополита Киевского и всея Украины.

И, наконец, третья, и, быть может, политически самая активная — Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП).

К ней принадлежит президент Порошенко и большая часть нынешней политической элиты страны. Она была основана на так называемом Всеукраинском соборе в июне 1992 года.

История УПЦ КП практически целиком связана с одним из самых одиозных и противоречивых церковных деятелей советской и постсоветской эпохи Филаретом (Денисенко).

Противники и недоброжелатели обвиняли его в активном сотрудничестве с КГБ (под кличкой «Антонов»), а также в нарушении монашеских обетов. Сам Филарет обвинения, разумеется, отрицал.

После смерти патриарха Пимена митрополит Филарет был назначен местоблюстителем патриаршего престола и надеялся быть избранным на патриаршество. Но не сбылось… Тогда, договорившись с первым президентом Украины Кучмой, он потребовал от РПЦ автокефалии Украинской церкви. Архиерейский собор РПЦ в 1992 отказался давать автокефалию. Причем за это решение проголосовало подавляющее большинство украинских епископов. Собор призвал митрополита Филарета сложить с себя полномочия предстоятеля Украинской церкви, и Филарет, целуя крест, дал клятву, что исполнит это требование.

Но, вернувшись в Киев, Денисенко отказался от клятвы и объявил, что будет «предстоятелем УПЦ до самой своей смерти». В ответ в РПЦ его лишили священства. При полной поддержке государственной власти Филарет нашел выход. В июне 1992 года в своей резиденции он провел так называемый Всеукраинский объединительный собор, на котором объявил об объединении УПЦ и УАПЦ. Новообразованная структура и получила название Киевского патриархата. Ее предстоятель именовался теперь патриархом Киевским и всея Украины.

Первым патриархом был избран живший в США и пользовавшийся величайшим авторитетом в украинской националистической эмиграции 94-летний старец, митрополит УАПЦ Мстислав Скрипник. Филарет стал его заместителем и представителем на Украине. Через некоторое время Скрипник умер, и союз двух неканонических церквей распался. Прошло еще два года — и мечта Филарета исполнилась. Он сам стал патриархом в своей собственной Киевской патриархии. Одновременно в 1997 году Архиерейский собор РПЦ отлучил его от церкви.

На сегодняшний день УПЦ КП – вторая по значению и наиболее аффилированная с украинской властью православная структура страны. В ее составе – 4281 приход и 32 епархии.

По данным украинских соцопросов, УПЦ КП почти сравнялась по количеству верующих с УПЦ МП, а то и опередила ее (за исключением территории ДНР и ЛНР, где, по понятным причинам, опросы не проводились). Но к этим данным нужно отнестись с осторожностью — политический заказ очевиден.

Все последние годы на Украине велись переговоры об объединении УПЦ КП и УАПЦ. Однако они упирались в личные амбиции иерархов. Вопрос об автокефалии совершенно меняет дело. Возможность получить законный статус заставит священноначалие неканонических церквей забыть все противоречия.

Русская и эллинская партии

Точно так же, как нет единства на православной Украине, нет его и во вселенском православии. Церкви во многом разделены, часть из них традиционно ориентируется на Москву, часть – на Константинополь. Поговаривают даже о существовании двух условных партий – русской и эллинской.

К русской партии традиционно относят Антиохийский патриархат, Грузинскую, Сербскую, Польскую, Болгарскую и Чехословацкую церкви. К эллинской – Иерусалимский и Александрийский патриархат, Кипрскую, Элладскую и Албанскую церкви. Влиятельной считается еще и Румынская православная церковь, но она сохраняет своего рода нейтралитет.

Однако в «украинском вопросе» все не так просто. К примеру, Александрийский патриарх Феодор II, вроде бы принадлежащий эллинской партии, прямо говорит:

Украинская церковь является неотъемлемой частью Русской православной церкви.

И еще:

Глава Александрийской церкви заверил, что очень хорошо знает Украину и имеет очень хорошее представление о том, какими стимулами руководствуются люди, которые пытаются сегодня посеять раздор.

С Феодором во многом согласен и его Иерусалимский брат Феофил III, и Кипрский архиепископ Хризостом.

Проконстантинопольскую позицию занимает только Элладская церковь. Тут признание автокефалии Украинской церкви пройдет быстро и безболезненно. Сложные церковные отношения Греции и России в этом году прорвались и в большую политику. Дело дошло до дипломатических скандалов и отказа в греческой визе нескольким высокопоставленным священнослужителям, что вообще уже выходит за всяческие рамки приличия.

В любом случае возможный разрыв евхаристического общения между Москвой и Константинополем поставит большинство православных церквей перед крайне тяжелым историческим выбором. С уверенностью можно сказать одно – в изоляции Русская православная церковь не останется.

Когда разговор заходит о будущем православия в мире, особое значение имеет и суждение афонских монахов. Авторитет Афона в православном мире непоколебим. Обычно они воздерживаются от высказываний, способных внести смуту, но иногда у них нет выхода.

Вот слова архимандрита Парфения (Мурелатоса), игумена афонского монастыря Святого Павла, которые он произнес, будучи на Украине:

Я думаю, что церковное самоуправление в виде автокефалии — это вещь сама по себе неплохая. Но когда существует мир. Когда этот вопрос не становится вопросом разделения людей, паствы. Поэтому мудрость, вероятно, подсказывает, насколько можно сохранять единство с патриархией Московской. Мое мнение, чтобы все страны бывшего Союза были в единой Русской православной церкви.



 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here