Память: годы, люди «Мой дом – аэродром»


 

80 лет назад - в начале 1937 года - в Богородске был открыт филиал Горьковского аэроклуба.

На базе филиала обучали не только летчиков, но и планеристов, парашютистов.

C середины пятидесятых годов Богородский аэродром стал основной летной базой Горьковского аэроклуба имени Петра Баранова.

В год 80-летия зарождения на богородской земле воздухоплавания, наверное, стоит рассказать о  тех, чьи имена неразрывно связаны с историей Горьковского аэроклуба.  Один из них – инструктор летчик-планерист Владимир Александрович Хрыпов. В этой должности он работал в аэроклубе с 1947 по 1962 годы.

Влюбленный в небо

Одной из учениц была Т.П. Скворцова, мастер самолетного спорта, ныне ветеран аэроклуба.

Еще в детские годы, живя вблизи аэродрома Горьковского аэроклуба, на Мызе,  Тамара «заболела» мечтой о небе. 17-летней девчонкой, окончив школу, записалась в аэроклуб. Было это в пятидесятых годах прошлого века.  Тамара начала с обучения полетам на планерах – безмоторных летательных аппаратах. Теорию полетов курсантам аэроклуба преподавал В.А. Хрыпов.

- Это был человек, бесконечно влюбленный в небо! – вспоминает Тамара Петровна. – Фронтовик, он получил ранение на фронте, лишился глаза. Но без полетов жить не мог. Искусством полета на планере владел в совершенстве. Был абсолютным чемпионом СССР по планерному спорту. На XIX Всесоюзных планерных соревнованиях, проходивших с 20 июня по 5 июля 1953 года в Калуге, входил в состав первой команды Российской Федерации наряду с такими мастерами планерного спорта, как Н.Ф. Дорофеева, В.Г. Жилин. Тогда российская команда заняла второе место и была награждена переходящим Кубком ДОСААФ СССР. Владимир Александрович добивался рекордных результатов в планерном  спорте: так, поставил в свое время рекорд по длительности полета  в потоке обтекания – находился в воздухе 13 часов 2 минуты. Среди его тогдашних рекордов – и полет на планере на расстояние 210 км по прямой.

Нас восхищала не только его преданность небу. В.А. Хрыпов был прекрасным рассказчиком: мы, курсанты, слушали его, раскрыв рот. Сколько он знал пословиц, прибауток, как умел подбодрить нас перед соревнованиями! Поэму «Василий Теркин» наш инструктор знал наизусть!

Уникальность рекордов, поставленных В.А. Хрыповым в планерном спорте,  еще и в том, что добивался он их, имея ограничения по зрению. Как Маресьев в свое время убедил медицинскую комиссию, что может продолжать полеты без ног, так и Хрыпов благодаря фанатичной преданности профессии доказал, что и с одним глазом может управлять планером.

Полетами он увлекся в ранней юности. «От модели – к планеру, от планера – на самолет!» - на этот призыв ОСОАВИАХИМа (общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству), созданного в 1927 году, откликались тысячи юношей и девушек по всей стране. Повсеместно в СССР открывались летные и планерные школы.

Уроженец города Кронштадта, Володя Хрыпов в 1933 году поступает в Ленинградскую областную школу летчиков-планеристов. В 1934 году молодой летчик (он 1915 года рождения) решает связать свою жизнь с небом, с авиацией. Первым местом работы молодого летчика-планериста стала эта школа, затем он поступил на ту же инструкторскую должность на Выборгскую планерную станцию. Вплоть до конца тридцатых годов В.А. Хрыпов готовил кадры летчиков – будущих сталинских соколов.

Война…

… От любимого дела жизни – планеризма – В.А. Хрыпова надолго оторвала война. Сначала – советско-финская. Владимир Александрович был мобилизован в Военно-морской флот.  На войне с белофиннами воевал в  морской пехоте. После демобилизации в конце декабря 1940 года вновь вернулся в авиацию - был принят на должность летчика-планериста в Ленинградский областной планерный клуб, располагавшийся в городе Луга.

До  Великой Отечественной оставалось полгода…

Когда началась война,  В.А. Хрыпов вновь был направлен на флот. Воевал на Северо-Западном фронте, стрелком в составе 33-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой охраны Краснознаменного Балтийского флота. В декабре 1941 года был тяжело ранен. Из-за осколочного ранения потерял левый глаз. Из блокированного Ленинграда тяжелораненого В.А. Хрыпова в феврале 1942 года удалось переправить в военный госпиталь в город Кронштадте.

Его жена Надежда Ермолаевна в эти страшные дни оставалась в осажденном городе на Неве.

Владимир и Надежда познакомились еще на финской. Наверное, невозможно было не влюбиться в отважную девчонку-санинструктора! Встретились на фронте волей случая, оказалось - на всю жизнь.

Корни Надежды Ермолаевны -  в Ленинграде. Ее отец служил кондуктором на железной дороге, был участником русско-японской войны, воевал на крейсере «Макаров». Умер во время блокады. Из их большой семьи выжили в то страшное время немногие. Сестра Надежды, Татьяна,  была партийным работником. Погибла в подъезде одного из домов: в то страшное время убивал не  только голод.

В дни блокады Надежда Ермолаевна работала сандружинницей. Они собирали на улицах тела умерших от истощения ленинградцев, ходили по квартирам, узнавали, есть ли кто живой. Спасали погибавших от голода детей, вынося их полуживые тела из пустых заледеневших комнат, устраивали в больницы и детские дома…

Падали с ног от усталости и голода, но не считали подвигом свою работу. Наоборот, были убеждены, что еще недостаточно делают для родного города, для победы. Сама полуживая, изможденная, Надежда пешком за много километров после работы (никакой транспорт не ходил) шла в Ленинградский институт переливания крови – сдавала кровь.  За время блокады в общей сложности сдала 8,5 литра! У нее была универсальная группа – первая, к тому же в детстве перенесла сильный ожог (ошпарилась кипятком), и врачи говорили, что ее кровь особенно подходит тем, кто спасся из горящих танков и самолетов…

Таких самоотверженных, как Надежда, людей, было много в Ленинграде. В 1941 году, по данным Википедии,  среди блокадников было 36 тысяч доноров, в 1942 году их число выросло до 57 тысяч. Какой патриотический настрой был у людей! Потому и выжил город, потому и победил.

За сдачу крови полагалась денежная компенсация, но многие доноры отказывались от нее, прося направить вознаграждение в фонд обороны. В итоге в конце 1942 года в Ленинградском институте переливания крови скопилось 510 тысяч не взятых донорами рублей. Его руководство обратилось к Сталину с просьбой построить на эти деньги самолет «Ленинградский донор».

Вернулся к полетам

Пережившая блокаду семья смогла воссоединиться, когда  кольцо вокруг Ленинграда было прорвано. К тому времени В.А. Хрыпова военно-врачебная комиссия признала годным лишь к нестроевой службе. Его перевели в НКВД, назначили старшим инспектором железнодорожной милиции г.Молотова (ныне Пермь).

В этом городе, где обосновалась молодая семья,  в 1944 году у них родилась первая дочь – Галя.

Несмотря на ранение и инвалидность, Владимир Александрович по-прежнему рвался в небо. Его настойчивость взяла свое. В том же 44-м он смог вернуться к любимому делу – был назначен инструктором летчиком-планеристом  Молотовского городского комитета «Клуб ОСОАВИАХИМа».


После войны, в апреле 1947 года, его направили на такую же должность в Горьковский аэроклуб. В город на Волге Хрыповы приехали уже с двумя маленькими дочками: вслед за Галей в 1946 году, уже в Ленинграде, родилась Таня.  Третья, Вера, появилась на свет уже в Горьком в 1949 году.

Детство девчонок прошло рядом с самолетами. Работники Горьковского аэроклуба в конце сороковых жили прямо на территории аэродрома. Под квартиры были приспособлены  бывшие летние дачи нижегородских купцов. Отапливались летние домики печками.  Так жили и работали, не сетуя на бытовые неудобства. Спустя годы семьям работников аэроклуба выделили благоустроенные квартиры.

- Папа болел небом, - говорит младшая дочь В.А. Хрыпова, Вера Владимировна  Холопова, с которой мы встретились в ее нижегородской квартире.  – Вся его жизнь была подчинена полетам. Он никогда не курил, не выпивал – соблюдал спортивный режим.  Об употреблении спиртного вообще отзывался резко: «Не вижу смысла тратить деньги на валянье под забором».

Небесная эстафета

«Мой дом – аэродром», - так можно было сказать про  В.А. Хрыпова. Вера Владимировна вспоминает, как они в детстве всей семьей ждали возвращения папы с работы. Без него за стол не садились – такой порядок установила мама.

- Мама рассказывала, что даже в блокаду, когда еды не было совсем, в их ленинградской коммунальной квартире бабушка в обед накрывала стол – расставляла пустые тарелки, .вилки, ложки, потом убирала их: тарелки наполнить было нечем, но ритуал сохранялся, несмотря ни на что, - рассказывает Вера Владимировна. – В нашей семье тоже была традиция – за стол садиться всей семьей. Мама с папой и мы с сестрами были очень дружны, очень любили друг друга.

Надежда Ермолаевна не соглашалась с мужем в одном – чтобы Галя тоже связала свою жизнь с небом. Но старшая дочка пошла в отца - мечтала летать. И своего, конечно же, добилась.

- Галя была небольшого роста, и до педалей в кабине учебного самолета не доставала, - вспоминает Т.П. Скворцова. – Владимир Александрович педали переставлял, чтобы дочка «дотянулась до мечты». И дотянулась-таки! Стала летчиком.

Свой путь в авиации Галина  начинала с полетов на «Як-18» на Богородском аэродроме в качестве курсанта Горьковского аэроклуба. Ныне Галина Владимировна  Шайдук (Хрыпова), ставшая профессиональным пилотом, – летчик запаса. Переняла у отца небесную эстафету.

Г.В. Шайдук, ныне ветеран авиации, живет в Минске, две ее младшие сестры – в Нижнем Новгороде. Татьяна Владимировна тоже на пенсии, вырастила дочь, внучку, и воспитывает еще двоих сыновей – приемных. Один заканчивает седьмой класс, другой – пятый. Взяла она мальчишек еще дошкольниками. Пятеро внуков и у Веры Владимировны. В семьях дочерей свято берегут память о Владимире Александровиче и Надежды Ермолаевне Хрыповых – фотографии, документы, вырезки из журналов, в которых публиковались снимки рекордсмена-планериста В.А. Хрыпова. Среди грамот ушедших из жизни родителей есть и юбилейный адрес, полученный Владимиром Александровичем в день 60-летия от коллектива НИИТОПа. На это предприятие он пришел  в 1962 году, подведя черту под долгим трудовым путем в авиации. Спустя несколько лет ему, слесарю-механику высшей квалификации, коллеги писали: «Ты подаешь молодым рабочим пример отличной работы, с честью носишь звание ударника коммунистического труда».

Хоть у станка, хоть в авиации – всюду  работать надо только на отлично: небо ошибок не прощает, и это мастер планерного спорта хорошо усвоил еще в юности.

С. Кузьмичева.

 

Врезка

От планера – к космической ракете

Здесь необходимо пояснить, что же представляет собой безмоторный летательный аппарат – планер. В Горьковском аэроклубе планерное звено действовало до 1963 года, и сегодня только старожилы могут помнить, как эти крылатые аппараты бороздили воздушное пространство в окрестностях Богородска.

Планеризм – это заря авиастроения. Считается, что первый планер сконструировал в 1853 году некто Джордж Кейли. В нашей стране первые Всесоюзные планерные испытания состоялись в 1923 году: на горе вблизи Коктебеля (в Крыму) собрались молодые авиаторы, представившие свои модели безмоторных летательных аппаратов. Со временем многие из них станут выдающимися конструкторами. Среди участников первых планерных испытаний были  С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, С.П. Королев. Вот так, с планера, начинался путь к «Илам» и «Якам», к покорению космического пространства.

Эпоха расцвета планеризма пришлась в нашей стране на двадцатые-тридцатые годы. Этот вид авиационного спорта получил широкое распространение благодаря доступности и относительной дешевизне планеров. Именно советскими спортсменами было установлено большинство мировых рекордов в планерном спорте. Многие летчики начинали освоение воздушного пространства с планера.

Из чего же состоит этот летательный аппарат? Корпус (фюзеляж), два крыла с элеронами (с их помощью пилот может менять траекторию полета), шасси. Планерист управляет стальной птицей с помощью руля высоты и руля направления.

Поднимает планер в небо самолет-буксировщик. Когда летательный аппарат набрал высоту и трос, соединяющий с самолетом, отпущен, только от планериста зависит, какое расстояние он преодолеет на своей «машине» без мотора.

Паря, как птица, над землей

Понятно, что без основательной теоретической подготовки парение в воздухе невозможно. За счет чего же планер движется в воздухе, набирает высоту и опускается?  Нам, с земли,  кажется, что воздушное пространство однородно.  Пилоты знают, что это не так. Там, где теплый воздух от земной поверхности поднимается вверх, возникают термические потоки. Опытным планеристам известно, что такие потоки исходят от свежей пашни, от  асфальтированных дорог, от нагретых солнцем городских крыш… Они направляют к таким участкам   свой летательный аппарат, чтобы воспользоваться воздушным «подъемником» для набора высоты.  Над рекой, над лесом, наоборот, планер не наберет, а потеряет высоту. А еще в атмосфере существуют волновые потоки, потоки обтекания – это целая наука!  Чем больше знаний о законах природы у пилота, тем дольше длится его полет.

- Какие возникают ощущения при полете на планере? – спрашиваю у ветерана Горьковского аэроклуба  Т.П. Скворцовой.

- Это словами не передать! Такой восторг! – отвечает она.

А летчик-испытатель экранопланов Игорь Добровольский, также начинавший свою летную карьеру в Горьковском аэроклубе, уверен: летчики, не летавшие  на планере, вообще не знают, что такое полет.

 

 

 



 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here