Повышение НДС в коммунальных платежках, разъяснения о переходном периоде — последние новости

39

Повышение НДС в коммунальных платежках, разъяснения о переходном периоде - последние новостиПредставители власти планируют увеличить ставку налога НДС. Этот показатель изменят на 2 процента. Сейчас на территории Российской Федерации действует налог на добавленную стоимость в размере 18 процентов.

С 1 января 2019 года показатель будет повышен. В законах, утверждающих данную процедуру, нет положений о правилах перехода. Представители Минфина и ФНС подготовили разъяснения касательно переходного периода.

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 303-ФЗ) с 01.01.2019 размер базовой ставки НДС увеличивается с 18 до 20 %. Кроме роста налоговой нагрузки, данное изменение создает налогоплательщикам проблему переходного периода, в который необходимо корректно исчислять НДС и справедливо распределять налоговое бремя между продавцом и покупателем. В предыдущий раз ставка НДС менялась 01.01.2004 (она была снижена с 20 до 18 %), – можно обратиться к опыту, наработанному в тот переходный период. В настоящей статье описаны случаи, когда могут возникнуть затруднения с определением ставки налога.

Как реализаторы должны действовать в переходной период повышения ставки НДС?

Минфин 9 и 10 сентября 2018 года сформировали разъяснительные письма. Представители Федеральной Налоговой Службы также подготовили аналогичный документ 23 октября 2018 года.

Лица, которые осуществляют различные процедуры с товаром, должны руководствоваться определенным алгоритмом, чтобы высчитывать налог на добавленную стоимость. В случае если товар был приобретен в 2018, а продан в 2019 году, НДС, относящийся к входному, бухгалтер высчитывает в соответствии с показателями, наблюдаемыми ранее (18 процентов). В этом случае в 2019 году не нужно писать дополнительное соглашение, чтобы начислять НДС по новой ставке.

Когда товар передан в 2018 году, но расчёт за него произошел в 2019, налог начисляется по 18-процентной ставке. Если происходит передача после 1 января 2019 года, можно начислять новый налог.

Рассматривается ситуации, когда реализатор принял 100% аванс в 2018 году, но передача товара произошла в 2019. В этом случае с 1 января следующего года необходимо начислять НДС по новой ставке и принять к вычету налог с аванса. Для этой процедуры работает ставка 18/118. С покупателем необходимо согласовать новую стоимость и указать ее в соглашении.

Существует вариант получения частичного аванса, начисленного или переданного в 2018 году. Необходимо принять налог к вычету с применением ставки 18/118 для полученной части от всей суммы. НДС начисляют по новой ставке. Разница также согласовывается с покупателем, затем указывается в соглашении.

Ещё один распространенный вариант – заключение государственного контракта с организацией после получения аванса. Если он получен в 2018 году, а услуги по контракту выполняются в 2019, в этом случае налог с аванса высчитывают, исходя из ставки 18/118. Также необходимо согласовать с заказчиком изменения суммы контракта, связанные с редакцией НДС.

Коснется ли повышение НДС коммунальных платежек?Повышение НДС в коммунальных платежках, разъяснения о переходном периоде - последние новости

Отдельно стоит рассмотреть налог на добавленную стоимость, который указан в коммунальных платежках. Письмо Минфина от 1 августа 2018 года показывает, что стоимость предоставляемых коммунальных услуг должна рассчитываться, исходя из повышенной ставки, то есть НДС необходимо повысить на 2 процента.

Услуги, которые будут реализованы населению в 2019 году, подлежат начислению НДС по новой ставке. Граждане, проживающие на территории Российской Федерации, столкнутся не только с изменением коммунальных платежей в результате традиционного перерасчета, но и ощутят на себе повышение налога. Последние новости о НДС указывают на обязательное изменение процента с 1 января 2019 года.

Авансы

Суммы авансовых платежей, полученные налогоплательщиками до 01.01.2019 в счет предстоящих поставок, подлежащих обложению по базовой ставке НДС (даже если заранее известно, что эти поставки будут произведены в 2019 году), облагаются НДС по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). При поставке товаров (работ, услуг), в счет которых получены авансы, после 01.01.2019 «отгрузочные» счета-фактуры оформляются поставщиком исходя из ставки НДС 20 % (Письмо Минфина России № 03-07-05/55290). Соответственно, покупатель в 2018 году на основании «авансового» счета-фактуры заявит вычет по ставке НДС 18/118, в 2019 году восстановит этот налог и заявит вычет по «отгрузочному» счету-фактуре по ставке НДС 20 %.

Изменение ставки НДС как основание для пересмотра цены.

Увеличение ставки НДС приводит к адекватному росту цены товара и по смыслу п. 1 ст. 168 НК РФ ложится бременем на покупателя. В прошлое изменение налоговой ставки продавец и покупатель делили прибыль, так как ставка налога уменьшалась с 20 до 18 %. В текущее изменение возникает задача разделить между сторонами убыток, что может привести к разногласиям между продавцами и покупателями. Поэтому по всем сделкам, заключающимся в 2018 году и переходящим на 2019 год, можно порекомендовать продавцам (так как именно они могут пострадать) сделать оговорку, что кроме цены товара покупатель уплачивает НДС по ставке, действующей на дату отгрузки.

О правомерности изменения цен по договорам, заключенным в рамках законодательства о контрактной системе, уже высказался Минфин в Информационном письме от 28.08.2018 № 24-03-07/61247. Как указали чиновники, цена заключенного контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, что прямо следует из ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе. Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названным законом. Повышение ставки НДС не может служить основанием для изменения цены контракта и является риском поставщика, который должен учитывать это при установлении цены. Далее Минфин, развивая свою мысль, уточняет, что риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

Вместе с тем ст. 95 Закона о контрактной системе допускает, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, определенной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

Постановлением Правительства РФ № 1186 определены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем три года для обеспе­чения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

  • 10 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ;
  • 1 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • 500 млн руб. – для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.

Что касается других контрактов – заключенных до 01.01.2019, в том числе в соответствии с Законом о закупках, – исключений в отношении реализуемых в их рамках товаров (работ, услуг) законом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 07.09.2018 № 03-07-11/64049). Иными словами, НДС в отношении товаров (работ, услуг), отгружаемых (выполняемых, оказываемых) продавцом после 01.01.2019, исчисляется по базовой ставке 20 %.

Особый порядок налогового режима прописан для такого вида договора, как соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, регулируются Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а налоговый режим, устанавливаемый для таких соглашений, определяется гл. 26.4 НК РФ. Исходя из п. 13 ст. 346.35 НК РФ по соглашениям о разделе продукции в случае изменения в течение срока действия соглашения налоговой ставки налог исчисляется и уплачивается по ставке НДС, установленной в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Реализация товаров по посредническому договору (на примере договора комиссии).

В силу п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Следовательно, отгрузка товаров комитентом комиссионеру не является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При реализации комиссионером товаров комитента плательщиком НДС выступает комитент, на нем же лежит обязанность по исчислению и уплате налога в бюджет. Таким образом, при передаче в 2018 году товаров комитентом комиссионеру в накладных стоимость товаров, облагаемых по базовой ставке, указывается со ставкой НДС 18 % (впрочем, это никаких налоговых последствий не влечет). При отгрузке комиссионером покупателю товаров в 2019 году налоговая ставка составит 20 %. Вознаграждение комиссионера, с учетом того что исполнение поручения состоялось в 2019 году, также будет облагаться НДС по ставке 20 %.

Ранее заключенные сделки

Как уже говорилось, при отгрузке товаров, независимо от поступления оплаты, счета-фактуры выставляются покупателями с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Поэтому в отношении свершившихся сделок, по которым товар отгружен продавцом и принят покупателем, все последующие платежи за этот товар производятся исходя из ставки НДС, действующей на момент отгрузки и отраженной поставщиком в счете-фактуре. Например, в 2016 году на условиях рассрочки платежа на пять лет было поставлено оборудование, реализация которого облагается по общей ставке НДС. В 2016 году согласно налоговому законодательству НДС был исчислен, уплачен продавцом и возмещен покупателем исходя из ставки 18 %. Поступающие поставщику в 2019 году по данной сделке платежи пройдут с указанием в платежном поручении ставкой НДС 18 % и ссылки на счет-фактуру, выставленный в 2016 году.

Лизинг

Лизинг является финансовой услугой, отдельным видом аренды, и относится к категории длящихся договоров. Этими особенностями лизинга и следует руководствоваться для определения ставки НДС. При взимании лизинговых платежей за периоды после 01.01.2019, в том числе по договорам, заключенным до 01.01.2019, счета-фактуры должны выставляться лизингополучателям с указанием ставки НДС 20 %. При этом перерасчеты по сумме разницы между суммой налога, указанной в договоре, заключенном до 01.01.2019, и суммой налога, указанной в счетах-фактурах, необходимо выполнять по договоренности между лизингодателем и лизингополучателем.

Если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то кроме лизинговых платежей могут быть предусмотрены также выкупные платежи. Оценку природы данных платежей Минфин сделал в Письме от 07.12.2016 № 03-03-06/1/72853. Согласно его разъяснениям суммы, вносимые в счет уплаты выкупной цены предмета лизинга до перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (реализации лизингового имущества), следует рассматривать для целей налогового учета у лизингодателя и лизингополучателя как авансовые платежи. Значит, авансы, полученные (уплаченные) в 2018 году, облагаются по расчетной ставке НДС 18/118, в 2019 году и далее – по ставке 20/120, а передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю, которая состоится в 2019 году или позднее, – по ставке НДС 20 %. Также стороны по аналогии с лизинговыми платежами вправе внести изменение в договор и произвести перерасчет.

Аренда

При аренде помещений встречаются случаи, при которых фактическая аренда предшествует заключению договора (например, существуют какие-то технические проблемы, препятствующие государственной регистрации договора). Для разрешения подобных ситуаций п. 2 ст. 425 ГК РФ дает сторонам право установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Достижение сторонами такого соглашения означает согласие арендатора оплатить фактическое использование им здания в этот период на условиях, предусмотренных договором аренды, и не означает, что непосредственная обязанность по их исполнению возникла у арендатора ранее заключения самого договора (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Каким же образом будет оформлена, например, в 2019 году арендная плата за пользование помещением в 2017 году? Как следует из позиции ВАС, обязанность арендатора уплатить арендные платежи, включая сумму НДС за оказанные услуги, возникает только в 2019 году. Однако сами услуги оказаны арендодателем и потреблены арендатором в 2017 году. При выставлении счета-фактуры в 2019 году арендодателю нужно учитывать, что фактическое пользование услугой произошло в 2017 году, когда ставка НДС составляла 18 %. Поэтому выставленные в 2019 году счета-фактуры должны содержать ставку НДС 18 % и ссылку на период фактического использования имущества – 2017 год.

По услугам, которые будут оказаны в 2019 году, Минфин (Письмо от 10.09.2018 № 03-07-11/64576) разъяснил: ставка НДС в размере 20 % применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 01.01.2019, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Касательно определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, чиновники отметили, что данный вопрос регулируется нормами ч. I ГК РФ и к компетенции Минфина не относится.

Мена

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 1 ст. 567 ГК РФ).

По договору мены может возникнуть ситуация, когда одна сторона отгрузила товар в 2018 году, а другая – в 2019 году. В этом случае стороны также обязаны руководствоваться датой отгрузки. Это означает, что первая сторона, отгрузившая товар в 2018 году, укажет в счете-фактуре НДС по ставке 18 %, а вторая, отгрузившая товар в 2019 году, – 20 %.

Если при заключении договоров мены накануне 2019 года стороны не исключают подобной ситуации, то они вправе прописать, что налоговые расходы, если таковые возникнут в связи с разностью в ставках НДС, возлагаются на сторону, обязанную исчислить налог по повышенной ставке.

Определение ставки НДС при удержании налога налоговыми агентами.

Пунктом 4 ст. 173 НК РФ установлена обязанность по исчислению и перечислению налоговыми агентами суммы налога, подлежащей уплате в бюджет при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ. В пунктах 1 – 3 ст. 161 НК РФ, в свою очередь, описаны особенности удержания налога налоговыми агентами. Одна из этих особенностей заключается в моменте определения налоговой базы. Исчисление налога, его удержание из средств лица, в отношении которого исполняется обязанность налогового агента, и перечисление в бюджет по смыслу ст. 161 НК РФ происходит в тот момент, когда такая возможность возникает, то есть в момент перечисления дохода. Таким образом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налоговым агентом за товары, реализуемые налогоплательщиком в его адрес, производится на дату перечисления денежных средств налогоплательщику. Расчетная ставка согласно п. 4 ст. 164 НК РФ (18/118 или 20/120), применяемая налоговым агентом, должна соответствовать налоговой ставке, действующей на дату перечисления денежных средств налогоплательщику.

Следовательно, при перечислении до 01.01.2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные с 01.01.2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 18/118, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров, без последующего перерасчета налога в 2019 году. Соответственно, при перечислении с 01.01.2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные до 01.01.2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 20/120, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров.

С 01.01.2019 российские организации и индивидуальные предприниматели перестают выступать налоговыми агентами при оказании им иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ (утрачивает силу п. 9 ст. 174.2 НК РФ). Отсюда следует, что по услугам, оказанным иностранным контрагентом в 2018 году, оплата которых произведена в 2019 году, НДС по старой ставке рассчитывает и уплачивает иностранный контрагент. Если услуги будут оказаны иностранным контрагентом в 2019 году, а оплачены в 2018 году, перечислить налог за иностранца должен российский покупатель.

* * *

Итак, с 01.01.2019 ставка НДС повышается с 18 до 20 %. Начиная с этой даты все договоры, в том числе заключенные до 01.01.2019, независимо от прописанных в них условий подлежат исполнению исходя из ставки НДС 20 %. Это правило в равной степени распространяется на товары (работы, услуги), реализуемые по государственным регулируемым ценам, на что поспешил обратить внимание Минфин в Письме от 01.08.2018 № 03-07-11/53970. Определяющим условием для выбора ставки НДС в переходный период является дата отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ).

Законодательство далеко не всегда защищает стороны от риска изменения ставки НДС. Поэтому при повышении ставки налога может потерпеть убыток поставщик, а при снижении ставки – недополучить выгоду покупатель. Поскольку при текущем изменении ставки НДС в зоне риска оказываются поставщики, им полезно предусмотреть соответствующие договорные условия, обязывающие покупателей уплатить товар исходя из цен, учитывающих ту ставку НДС, по которой производится отгрузка в адрес покупателей. В противном случае у поставщика возникнет убыток, который ему придется покрывать за свой счет (а такие случаи вполне вероятны, например если покупатель не согласен на пересмотр условий соглашения или договор заключен в рамках контрактной системы).


Материал подготовлен на основе информации «Инфо-Всем» и открытых источников специально для сайта Info-Vsem.Ru Автор: Анна Абрикосова.

Понравилась статья, поделитесь с друзьями :



Загрузка...

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here