Какой сегодня праздник по церковному календарю 2018


Сегодня, 4 октября, Православная церковь вспоминает сегодня Преподобного Даниила Шужгорского

По данным редакции info-vsem.ru 4 октября отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

Последний день многодневного праздника – Воздвижение Креста Господня. В церквях проходит служба, читаются молитвы, песнопения.

Отдание (то есть завершение) многодневного праздника в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в Русской Православной Церкви совершается 21 сентября (4 октября) во время Божественной Литургии.

В этот день в храме поются праздничные тропарь и кондак и в целом богослужение выглядит более торжественно, чем в дни попразднства, то есть в дни между самим днём праздника (14/27 сентября) и днём его отдания.

После отпуста Литургии священник выходит в храм и совершает вокруг аналоя с Крестом трехкратное каждение, а затем при пении тропаря и кондака праздника Воздвижения вносит Крест через Царские врата в алтарь, полагая его на святом престоле.

В этот день верующим стоит почаще думать о крестных страданиях Иисуса Христа и молиться о своём спасении.

«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондрат да Ипат

День посвящен мученику Кондрату, из апостолов от семидесяти. В 1 веке Кондрат, проповедник, епископ Афин, привел к Христу множество язычников, чем обратил на себя гнев их собратьев.

Однажды почитатели идолов хотели забросать Кондрата камнями, когда же он выжил, то был схвачен и заточен в тюрьму, где его уморили голодом.

Кондрат написал несколько богословских трудов, из которых особо стоит отметить апологию христианства. Этот труд, полагали, повлиял на императора Адриана, издавшего после его прочтения указ, которым запрещалось признавать человека виновным, если отсутствуют достаточные улики против него.

Этим днем вспоминают еще пресвитера Андрея и епископа Ипатия, святых, замученных в 8 веке.

День был праздником, но рабочим: земледелие и плодородие требовали больших трудов, землю-кормилицу требовалось подкормить, унавозить. Говаривали: «Не присядешь без дела на Кондрата да Ипата — будешь богатым».

Хотя говорили также, что, сколько бы простой работяга не гнул спину, ничего не наживет честным путем, и первую поговорку дополняли такими словами: «Кондрат с Ипатом помогают богатеть богатым».

Приходила пора замолоток. Овины, представлявшие собой постройки в два этажа, вечером топили, разжигая костер внизу, чтобы жар от него через решетчатый пол прогревал, подсушивал снопы хлеба на втором этаже, и так их было легче молотить.

Овин, с которого начинали молотьбу, называли именинным, а занятых молотьбой работников потчевали с утра кашей овсяной, да приговаривали: «Хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок». За добрые труды вечером им ставили на стол брагу да пирогов на всех.

Погода этого дня соответствовала погоде следующих 4 недель. Яркое солнышко да ветер с северо-востока предвещали суровую зиму.

«Кондрат с Ипатом помогают богатеть богатым», — говорили по этому поводу.


В это время начинали замолотки. С вечера топили овины — двухэтажные строения для молотьбы зерна. На нижнем этаже разводили костер, тепло от которого сквозь решетчатый пол проходило на верхний этаж, где были разложены снопы. Жар подсушивал колосья, и зерна затем легко вымолачивались. Первый овин на Кондрата да Ипата крестьяне называли именинным, а для молотильщиков на завтрак варили овсяную кашу.

«Хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок», — говорили при этом.

Вечером же работников угощали пирогами и брагой.

Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, митрополита

Митрополит Ростовский Димитрий (в миру Данила Туптало) родился в 1651 году в местечке Макаров под Киевом, а через сто лет был прославлен в лике святых — первым в синодальный период истории Русской церкви.
Учился он в Киево-Братской коллегии, будущей Киево-Могилянской академии. Семнадцати лет от роду принял монашеский постриг в Киевском Кирилловском монастыре, прожил там семь лет, потом странствовал по украинским обителям, пока не попал в Киево-Печерскую лавру, где его благословили составлять жития святых.

А в 1686 году Киевская метрополия перешла из Константинопольского в Московский патриархат, и труд иеромонаха Димитрия попал на глаза патриарху Адриану, который с тех пор всегда его опекал. А сразу после его смерти, в 1701 году ученого монаха  даже возвели в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, но он заболел и до Сибири не доехал — год прожил в Чудовом монастыре в Москве, а потом указом Петра I был определен на Ростовскую митрополию.

Приехав в Ростов, новый владыка первым делом определил место своего будущего погребения, а потом принялся за просвещение паствы и борьбу с пьянством, старообрядчеством и католицизмом. В 1709 году, когда он умер, завещание его выполнили — похоронили в Троицком соборе Яковлевского монастыря. А лет через сорок над его могилой просел чугунный пол и были обретены мощи святителя Димитрия. И уже через 4 года Синод его канонизировал, а день обретения его мощей — 21 сентября (4 октября по новому стилю) стал общецерковным праздником.

В честь митрополита Димитрия даже назвали крепость, ставшую со временем городом — Ростовом-на-Дону. Императрица Елизавета Петровна велела изготовить для его мощей серебряную раку и облачение из золотой парчи, но на торжествах в Ростове по случаю их положения в новую раку в 1763 году присутствовала уже Екатерина II. А его четырехтомные "Четьи-Минеи" — сборник житий святых, над которым он работал 20 лет — стали на два века одной из самых популярных в России книг.

Академик Лихачев считал Димитрия Ростовского "последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы". А Достоевский писал: "По всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… Есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное".

Преподобного Даниила Шужгорского

Церковь чествует святого Даниила. Вел подвижническую жизнь. Основатель монастыря в честь Преображения Господня на Шужгоре в Белозерском крае.

Сведения о Данииле Шужгорском крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского), он был родом из «стран московских». Подвизался на севере Руси, где принял постриг в Корнилиевом Комельском монастыре.

Преподобный Даниил покинул монастырь и продолжил уединенную подвижническую жизнь в безлюдной и лесистой местности в Белозерском крае, на горе, именовавшейся Шужгорой. Здесь святой подвижник основал свой монастырь в честь Преображения Господня. Временем основания Даниилом Шужгорского монастыря считается XVI век.

Преподобный Даниил был погребен в Преображенском храме основанного им монастыря.

Около 1739 года в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи прп. Даниила, покоившиеся в Шужгорском монастыре, к которым стекались на богомолье «разных чинов люди». В 1764 году монастырь был обращен в приход. В XIX веке мощи прп. Даниила покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской церкви за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю основателя монастыря). В настоящее время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась.

По данным еп. Сергия (Спасского), память прп. Даниила Шужгорского содержалась в рукописных Кайдаловских святцах конца XVII века под 2 августа. В конце XIX века Е. Е. Голубинский поместил имя прп. Даниила в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В современной Минее под 21 сентября помещены две молитвы прп. Даниилу.

Преподобного Иосифа Заоникиевского (Вологодского)

В честь святого Иосифа (мирское имя – Иларион). При жизни получил исцеление от иконы Божией Матери от болезни глаз. Основатель Заоникиевской обители в Вологодской губернии.

Иларион Амвросимов был крестьянином дер. Обухово, в 50 лет внезапно потерял зрение. Истратив немалые средства на лечение и не получив исцеления, он дал обет неукоснительно бывать на богослужении в храме по воскресным и праздничным дням. Во время воскресной литургии в ц. во имя свт. Василия Великого на р. Еде крестьянину явился мч. Косма Асийский (см. Косма и Дамиан, бессребреники, Асийские) и, сняв с Илариона нательный крест, благословил им его.

По окончании службы Иларион, ведомый св. Космой, пришел на лесную поляну около дер. Лучниково. На следующий день крестьянин обрел здесь образ Пресв. Богородицы. Св. бессребреники Косма и Дамиан, явившиеся Илариону, повелели ему взять икону, как будто висевшую в воздухе. Иларион приложился к иконе и почувствовал себя исцеленным (явление иконы празднуется 23 июня). Тогда же он услышал повеление поставить крест на поляне.

Иларион построил часовню, в которой поместил крест и икону, и остался жить неподалеку. Весть о чудотворном образе разнеслась по всей округе, первые 9 чудес совершились при жизни И. З. В 1588 г. по благословению свт. Антония, еп. Вологодского и Великопермского, игум. Песочного монастыря Пимен и ключарь Софийского собора свящ. Иоанн Емельянов проверили показания свидетелей о чудесах, совершившихся у иконы. Во время работы комиссии исцелился новгородец Кондрат, бывший слепым около 7 лет. Близ часовни был построен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прав. Алексия, человека Божия. В день освящения храма Иларион принял монашеский постриг. Вскоре вокруг святого собралась община.

В «Сказании…» сообщается, что Иосиф Заоникиевский, стараясь избежать почитания и славы, принял на себя подвиг юродства, ходил босым, под ветхой одеждой носил власяницу, за пазухой — камни, песок и землю, изнурял себя постом, ночи проводил в часовне в молитве перед явленным образом Пресвятой Богородицы. Святой отказался от настоятельства, и первым игуменом Заоникиевской обители стал старец Силуан. Перед кончиной за воскресной литургией Иосиф Заоникиевский причастился Святых Таин; несмотря на крайнее изнеможение, святой молился, преклонив колени.

В келье он рассказал братии о чудесном обретении Заоникиевской иконы Божией Матери и о явлении ему святых. На следующий день, предчувствуя близкую смерть, старец завещал похоронить его в часовне; игумен Феодосий исполнил просьбу Иосифа Заоникиевского. Место погребения святого в часовне оградили решеткой. Богомольцы, приходившие поклониться Заоникиевскому образу Божией Матери, служили у могилы Иосифа Заоникиевского панихиды, многие исцелялись от болезней.

Вскоре после кончины святого монашеская жизнь в пустыни стала приходить в упадок, часовня была разобрана. Некий монах позднее восстановил ее из старых бревен. В 1637 г., во время сильного пожара, сгорели оба храма: холодный в честь Владимирской иконы и теплый во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Чудесным образом уцелела часовня, в которой, согласно «Сказанию…», была вновь обретена Заоникиевская икона Божией Матери, до пожара находившаяся в церкви.

Во время строительства новых храмов в обители часовню «ради тесноты места» сломали, «а решетку от гроба под трапезу бросиша» (по мнению Е. Е. Голубинского, часовня в XVII в. трижды разорялась не из-за нерадивости монахов, но «по распоряжению епархиального начальства»). Через некоторое время часовню восстановили, «но не яко дом молитвенный, а яко непотребную хлевину». Богомольцы, приходившие в монастырь на праздники, имели обыкновение ночевать в часовне.

Однажды паломница из Вологды, по неведению расположившаяся на месте погребения Иосифа Заоникиевского, стала ночью кричать, что монах бьет ее жезлом, «яко на ноги его легох». В 1669 г. в обители были освящены новопостроенные холодный деревянный 3-престольный храм во имя Св. Троицы, Алексия, человека Божия, и в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, а также теплая церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы.



 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here