Скончался Актер и Режиссер Баадур Цуладзе: биография

0
54
Facebook
Twitter
Google+
Pinterest
Linkedin
ReddIt
Tumblr
Telegram
StumbleUpon
VK
Digg
LINE

Актер и кинорежиссер, заслуженный артист Грузии Баадур Цуладзе умер в возрасте 83 лет, сообщает ФАН со ссылкой на слова киноведа Вячеслава Шмырова.

Подробности смерти Цуладзе пока неизвестны, но RT отмечает, что он умер после продолжительной болезни.

Баадур Цуладзе исполнил более 90 ролей в советских, грузинских и российских кинофильмах и телесериалах. Кроме того, он срежиссировал 10 собственных фильмов на студии «Грузия-фильм», президентствовал в Гильдии киноактеров Грузии и был членом правления грузинского Союза кинематографистов. Грузинская публика знала Цуладзе как харизматичного ведущего кулинарной телепередачи.

Широкую известность среди советского зрителя Баадур Цуладзе получил благодаря роли в «Приключениях Буратино»

(произведено на студии «Беларусьфильм», 1975 год) — там он сыграл хозяина «Харчевни трех пескарей» в полосатом розово-бело-голубом фартуке и колпаке, у которого Буратино заказывал «три корочки хлеба», а после — рассчитывался сольдо с невероятно хитрой арифметикой.

 

«Произошло обыкновенно — мне позвонили из Минска, сказали: «Мы снимаем «Буратино» и хотим вас снимать». Я даже не спросил, какую роль», — рассказывал сам актер.

Артист добавил, что для него не существовало деления на маленькие и большие роли — за что взялся, за то и должен отвечать. «Никаких «ого-го» ролей нет — то, что дали — то и сыграй», — заявлял Цуладзе

«Все, кто меня видят — [говорят] первое: «Буратино-буратино-буратино». Это иногда очень забавно. Я в прошлом году был в Москве, там в Центральном доме актера был мой творческий вечер, и на следующий день, утром, я вышел из гостиницы. И какой-то молодой человек проходит, резко поворачивается — и «а! Буратино!»,

— вспоминал Цуладзе.

Он также рассказывал, что ему очень приятно, ведь он сыграл небольшую роль, а она запомнилась многим людям.

«От нехватки денег приходят новые идеи — так было с неореализмом, так было с «новой волной» во Франции. Самые интересные фильмы в Америке — категории Б, малобюджетные фильмы. Эти фильмы дают тебе повод фантазировать, а когда деньги не ограничены — ничего не получается нового»,

— говорил свои мысли по поводу киносъемочного процесса именитый грузинский режиссер.

Он добавил тогда, что учит своих студентов «не много знать, но хорошо знать», а режиссер должен снимать хороший фильм — и другой вопрос, как он это делает.

Баадур Сократович Цуладзе родился 5 марта 1935 году в Батуми, Грузинская ССР. В 1961 году он закончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), мастерскую Довженко и Чиаурели. Первую же свою роль он сыграл в 1954 году в фильме «Стрекоза», снятом на студии «Грузия-фильм».

В 1966 году Цуладзе сыграл роль Арчила — корпулентного старшего технолога на винзаводе в фильме «Листопад» — первой полнометражной работе режиссера Отара Иоселиани. Спустя три года, в 1969-м,

Цуладзе сыграл роль рыбака Вано в яркой трагикомедии Георгия Данелии«Не горюй!», свободной экранизации французского романа Клода Тилье «Мой дядя Бенджамен».

Кроме того, Баадур Цуладзе сыграл множество ролей в самых разных советских фильмах. Он отметился ролью в шпионском боевике «Тегеран-43», остросюжетном фильме «Скорость», лирической трагикомедии «Блондинка за углом» и музыкальном детском телефильме «Пеппи Длинный Чулок».

В экранизации сказки шведской писательницы Астрид Линдгрен грузинский актер сыграл господина полицейского, а его роль озвучил Олег Табаков.

Работы Цуладзе в кресле режиссера были в основном комедийными и короткометражными и выходили на экран в киноальманахах. Он снял фильмы «Гладиатор», «Удача», «Три песни» и «Феола». Кроме того, Цуладзе срежиссировал художественный фильм «Для любителей решать кроссворды» — детектив со множеством перипетий.

Сюжет фильма держит в напряжении: произошедшее преступление казалось довольно обычным — некто убил и ограбил жертву. Но майор милиции Заза, расследующий дело, сталкивается с необычным противником. Опасный рецидивист по кличке «Интеллигент» циничен, жесток и дьявольски хитер. Главные роли сыграли грузинские актеры Гурам Пирцхалава и Зураб Кипшидзе.

О дате похорон Баадура Цуладзе и прощальной церемонии пока не сообщается.

Биография

Цуладзе Баадур Сократович родился 5 марта 1935 года в Батуми.

В 1961 году окончил режиссёрский факультет Всесоюзного Государственного Института Кинематографии (мастерская А.Довженко и М.Чиаурели) и стал режиссёром и актёром киностудии «Грузия-фильм».

Впоследствии Баадур Цуладзе поставил несколько фильмов, занимался дубляжом в качестве режиссера. Но его фактурная внешность сразу привлекла внимание коллег. Актерским дебютом стала маленькая роль человека с газетой в короткометражке «Свадьба», а среди первых заметных ролей Цуладзе — Вано («Не горюй!»), отец Бубы («Как стать мужчиной»), Васо Кабидзе («Я, следователь»), полицейский («Мелодии Верийского квартала»), брат жениха («Прошу слова»).

Зрительский интерес вызывали забавные короткометражные фильмы Резо Габриадзе о приключениях трех дорожных рабочих — «Пари», «Три рубля», «Бабочка», «Три жениха», «Лимонный торт» и прочие — с участием Баадура Цуладзе, Кахи Кавсадзе и Гиви Берикашвили. Не осталась незамеченной публикой и небольшая роль хозяина харчевни, которую актер сыграл в телефильме «Приключения Буратино» (1975).

В 1970-1980-е годы он активно снимался на различных киностудиях Советского Союза.

В 1990-е годы режиссер работает на родине, возглавил Союз кинематографистов Грузии.

Из интервью Баадура Цуладзе от 27 июня 2009 года на сайте Copy Past.ru:

— В советские времена грузинский кинематограф стоял особняком. Вспоминаю ваши тонкие, романтичные, чуть грустные комедии и удивляюсь: почему в большинстве своем они были короткометражными?
— Когда мы с ребятами после окончания режиссерского факультета ВГИКа приехали на Тбилисскую киностудию, снимать полнометражные фильмы было прерогативой убеленных сединами мэтров. На нас они глядели снисходительно: "А кто вы такие, собственно, и почему решили, что вправе заниматься настоящим кинематографом? Хотите работать — беритесь за короткометражки".

— Но именно эти малюсенькие фильмы в Союзе все обожали.
— Что интересно, на волне нашего успеха заслуженные и народные сами начали снимать такие же картины. Хотя изначально считали, что короткометражку, независимо от того, провалится она или нет, ни руководство, ни зритель не заметит.

— Я была уверена, что такие интриги присущи Москве, Питеру, Киеву, а у вас все иначе.
— Ничего подобного. Госкино доверяло "старикам" на все сто. Этой конторе никогда не было важно качество, главное — вовремя сдать отснятый материал и чтобы, упаси Боже, в нем не было никаких намеков. А короткометражки, если что-то неблагонадежное там и проскакивало, не судили строго. Нужно было лишь дотащить картину до Москвы, добиться, чтобы Госкино ее приняло, получить гонорар. Дальше — хоть трава не расти. Чиновников совершенно не интересовало, смотрят зрители продукцию или не смотрят.

— Гонорары были большие?
— За полнометражный фильм первой категории платили восемь тысяч рублей, за вторую — шесть, третья категория оценивалась в две с половиной тысячи.

— По советским меркам серьезные деньги.
— С условием, если получать их регулярно. Ну а если режиссер три-четыре года ничего не снимал? Для киностудии норма — восемь картин в год. Все! А режиссеров — навалом.

— Вы снялись в одной из первых картин Георгия Данелии "Не горюй!". Почему земляк не приглашал вас в последующие свои работы?
— Он-то приглашал, но я был очень востребованным актером и не всегда мог принять предложение. Когда Данелия был худруком фильма "Джентльмены удачи", я пробовался на роль Василия Алибабаевича. К сожалению, мама сильно заболела. В тот день, когда получил телеграмму об утверждении меня на роль беглого зека, она скончалась. Поэтому в фильме вместо меня снялся Раднэр Муратов.

— ...И на всю жизнь остался Василием Алибабаевичем. Скажите, для актера это счастье или все-таки беда?
— Мне кажется — большая удача. И если меня позовут на микроскопическую роль без единого слова, соглашусь. И если актер рассчитывает сыграть кое-как ролишку-карлика (мол, после раскроюсь), он расписывается в профнепригодности.

— Так вы лишены творческих амбиций?
— Наоборот, они у меня огромны, даже завышены. В жизни не опущусь до халтуры и очень люблю похвалу. Давно выработал свою творческую систему. К примеру, в кадре в одну и ту же дверь можно зайти по-разному. Кто-то торопится на встречу с любимой, кого-то ожидает неприятный разговор с начальником. Третий рассеян и забыл поздороваться, четвертый заглянул из любопытства. Своих студентов я обучаю проигрывать в голове любую, самую примитивную ситуацию.

— В тбилисском театральном вы преподаете режиссуру?
— И режиссуру, и актерское мастерство.

— На студентов голос повышаете?
— Очень редко. Хотя согласен, покрикивать нужно. К примеру, недавно на экзамене один парень распсиховался, устроил истерику — дескать, он полная бездарь, ничего в искусстве не умеет, поэтому отыграл отрывок ужасно. Смотрю, а он себя с каждым воплем все больше и больше заводит: "Все! Ухожу! Не моя это профессия!". Я же, наоборот, проявил максимальное спокойствие: "Никуда ты не уйдешь, и выбор твой правильный, и человек ты талантливый. Успокойся! Знай, что в следующий раз покажешься прекрасно". Он взял себя в руки, за ночь все переделал. Наутро сработал фантастически.

— Чем грузинский кинематограф советских времен отличается от нынешнего?
— Раньше наше кино было несколько диссидентским, а значит, отличным от других. В Москве заседали монстры от кинематографа, и ты изначаально знал, что должен сработать так, чтобы незаметно обойти выставленные ими рогатины. Сейчас — были бы деньги, и снимай что хочешь. А нет контроля, значит, нет фантазии. К кинематографу такого типа надо привыкнуть.

Хотя недавно в грузинском сериале я был киллером. И нашел неожиданные краски: человек он, в принципе, неплохой, отец большого семейства. Одна беда — кормить детей и жену нечем. От безысходности герой становится профессиональным убийцей.

— Это правда, что вы — убежденный холостяк?
— Скорее, буриданов осел, у которого с обеих сторон по стогу сена, а он все не знал, с какого стога начать. Так с голоду и помер. (Хохочет). Женат я никогда не был. Постоянно откладывал это событие на потом.

— Не тяжело жить одному?
— Мы живем вдвоем с сестрой. Так как мама рано умерла, а отец сильно болел, сестра была вынуждена отказаться от личной жизни и тянуть на себе двух мужиков. Замужем сестра тоже ни разу не была, детей нет ни у нее, ни у меня. Но она боевая дама. Хоть и пенсионерка, исколесила Европу вдоль и поперек. Теперь ее тянет в такие серьезные страны, как Камбоджа.

— Уверена: вы — большой любитель грузинских застолий и гостеприимный хозяин.
— В моем возрасте проблема уже не прием, а провожание друзей навсегда. Раньше на Новый год мы с сестрой накрывали большой стол и ждали многочисленных гостей, которые являлись партиями вплоть до рассвета. Мы даже внимания не обращали, кто приходит, когда и с кем.

Друзья знали, где и что у нас находится. Один захотел кушать — отправился к холодильнику, другой в это же время сестре кричит, чтобы чай заварила. Третий включил телевизор. Сегодня звонить, приходить в гости практически некому.

— У вас есть коммерческая жилка?
— Нет, и деньги копить не умею. Единственное требование которое выставляю всегда: чтобы за работу мне платили столько, сколько заслуживаю. Хочу жить благодаря профессии.

Под известные актерские имена, под их авторитет коммерцией занимаются другие люди. Популярная фамилия — хорошая крыша для бизнесменов любого уровня. С подобными предложениями ко мне часто обращаются, но я всегда отказываюсь. Быть чужим прикрытием для меня все-таки очень унизительно.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here