О судьбе рода и народа

0
26

В книге Гурия Владимировича Цибина «Край мой родимый» живость, образность повествования сочетаются с глубокими раздумьями о судьбе своего рода и русского народа, который за свою многовековую историю немало натерпелся, но не озлобился, а преодолевал все трудности и творил добро.

В большой и дружной семье Цибиных все умели хорошо трудиться, летом – на наделах земли в деревне Крастелихе и ее окрестностях, зимой – за сапожными верстаками, шитьем, рукоделием. Дед по отцовской линии Павел Яковлевич Цибин рано остался без матери, рано овдовел, растил один своих троих маленьких детей, младшего брата и двух сестер. Благодаря каждодневному труду, умению хозяйствовать, ему удалось дом построить, сыну дом купить.

В 30-х годах П.Я. Цибина обложили такими налогами, что отобрали сначала овец, корову, затем лошадь с жеребенком, а потом и дом. В большой комнате сделали школу, во дворе – колхозную конюшню. Описали все имущество. В Богородске, где семья стала снимать комнату, в счет задания по налогам отобрали даже кухонную утварь. Но Павел Яковлевич не терял самообладания. «Наживем вновь», - сказал он сыну Владимиру и снохе Марии и сел подшивать валенки. Через год областные власти на обращение В.П.  Цибина все содеянное богородскими «товарищами» признали неправомерным и постановили отнятое вернуть. Имущество не нашлось, но хоть снова была своя крыша над головой. Хозяин обрадовался, увидев горы конского навоза за сараем, значит, хорошая картошка уродится. Семья собиралась жить дальше, и не кое-как, а трудом великим обеспечивать достаток.

С малых лет запомнил Г.В. Цибин слова деда Павла, который был человеком глубоко верующим, что «всякая власть от Бога», его умение прощать даже врагам, жить со всеми в ладу. Он умер в возрасте 85 лет, дождавшись любимого внука Гурия с фронта. И тот, будучи уже членом партии, в солдатских треугольниках писал: «Бог терпел и нам велел… Идем дальше в логово зверя».

Дед по линии матери Федор Иванович Зарубин считался зажиточным крестьянином, имел в Выболове двухэтажный дом. В семье было семеро детей. Он и пятеро сыновей работали не покладая рук в своем хозяйстве и занимались выделкой кож. В 30-е годы братья Зарубины тоже попали под репрессии. И хоть через год были реабилитированы, оставили крестьянский труд, уехали жить в город, где были востребованы как знающие толк в кожевенном деле на предприятиях Богородска.

Примеров трагедий русских крестьянских семей, и не только русских, после революции 1917 года, пишет Цибин, он мог привести много. Но за семьдесят лет, прошедших с этих событий, не встречал из числа репрессированных и раскулаченных человека, озлобленного на советскую власть и партию. Наоборот, и перед войной, и в ходе Великой Отечественной войны, и в послевоенное время это были люди, любящие Россию, свой народ и готовые не пожалеть живота своего ради Отечества.

Отдельную главу в книге автор посвятил своим родителям, их жизненному пути, служению людям. Рассказывая о своей маме Марии Федоровне, он видит истинную святость в том, как несла она свой крест – смиренно, мужественно, терпеливо. Отец Владимир Павлович Цибин как православный христианин пронес через всю свою долгую жизнь самые высокие нравственные качества и беззаветную любовь к жене, детям, к родимому краю, Родине. «Отец был высоким, красивым юношей, с пышным чубом, в меру скромным, в меру серьезным, - пишет Г.В. Цибин. – Он обладал прекрасным слухом и голосом и даже участвовал в детстве в любительском церковном хоре. Его с гармошкой и с друзьями радостно встречали в соседней деревне Выболово. Мама Мария Зарубина умела и любила петь. Так пришла любовь, длившаяся всю их жизнь. Мы не слышали от них взаимных обвинений, упреков, жалоб на те или иные трудности. Трагические моменты своей судьбы они переживали вместе, мужественно и гордо, а любовь укрепляла их дух».

Переняв от отца крестьянскую и сапожную науку, В.П. Цибин много работал. Особенно семье тяжело было в послевоенное время, когда в Горьком учились сын Гурий, дочь Тамара, а за ней и Надежда. М.Ф. Цыбина была прекрасной портнихой, и во время войны шила теплые вещи для фронта. С 1951 года Цибины переехали жить из Крастелихи в Богородск, где купили дом на улице Чкалова.  Вспоминая детство, родных, Г.В. Цибин признает, что для него это была первая школа трудолюбия и нравственности. Стремление стать людьми, нужными Родине, у предвоенного поколения крепло в школе. Гурий Владимирович с благодарностью вспоминает учителей средней образовательной школы № 1, директором которой был Василий Иванович Гулянин. Во время репрессий, когда по ложным доносам людей арестовывали как врагов народа, они поддерживали учеников, ставших сиротами, и добрым словом, и отеческой лаской, и стремлением помочь в учебе. И те на фронте потом воевали не за страх, а за совесть, затем работали, восстанавливая то, что было разрушено во время войны. Способности Гурия Цибина к математике развивал прекрасный учитель Александр Васильевич Плакидин, и к 10 классу его знания стали тем фундаментом, благодаря которому после фронта он смог получить высшее образование.

Желание учиться дальше у Г.В. Цибина, как и у многих его сверстников, было столь сильным, что они преодолевали ради этого все преграды. Не доедали, не досыпали, были плохо одеты, обуты, но не стеснялись этого, добиваясь поставленной цели. Гурий Цибин после подготовительных курсов в мае 1946 года был зачислен на первый курс созданного в 1945 году радиофизического факультета Горьковского государственного университета. И успешно окончил его в 1952 году, защитив диплом на кафедре распространения и излучения электромагнитных волн. В студенческие годы Гурий Цибин встретил свою любовь, создал семью. Студентка биологического факультета университета Галина Бодрова стала ему верной спутницей в жизни. А она, жизнь, была полна тревог, неимоверного напряжения физических и моральных сил, величайшей ответственности, самопожертвования ради святого дела – укрепления послевоенного могущества, державности Родины.

Осмысливая пережитое, Г.В. Цибин утверждает, что именно русское национальное самосознание, с небывалой силой вспыхнувшее в 1942 году, во время битвы за город Сталинград, стало одним из факторов победы нашего народа в Великой Отечественной войне. «Мы боролись со злом, именуемым фашизмом, - пишет он. – Без ненависти, по велению совести, утверждая мир на земле. А совесть и есть одно из проявлений духовной жизни народа».

На примерах своей семьи, своего поколения Гурий Владимирович показывает, что Великую Отечественную войну в конечном счете выиграл массовый патриотизм всего советского народа, без различия вероисповедания и национальности. В послесловии к книге «Край мой родимый» он напишет, что в условиях новой информационной войны у нас нет другого выбора, как крепить мощь России, доказывать верность ей силой духа, источник которой – православная вера, сохранять единство, единомыслие и крепить семью.

 

 



 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here