Если ребенок аутист


Среди детей
с ограниченными возможностями здоровья
с каждым годом всё больше детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА).
Это мировая проблема.
По данным статистики, 10 лет назад на 10 тыс. родившихся малышей аутист был один.
Сейчас один – на 68 детей.


Аутизм – особенность психического развития человека (от греч. «autos» – сам). Ребенок-аутист как бы «сам в себе», он «оторван» от реальности, ему трудно на нее реагировать адекватно. При аутизме наблюдаются расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, что создает сложности адаптации в окружающем мире.
Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до трех лет, но первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве.
До одного года: монотонный, невыразительный плач, отсутствие гуления, «комплекса оживления» (ответной улыбки), ребенок не смотрит в глаза, не использует мимику, жесты, его активность снижена.
В один-два года могут появляться первые слова, но использование их бессмысленное. Нравится быть в одиночестве. Отсутствует беспокойство, когда рядом нет мамы. Любимая игра – раскладывание игрушек в одну линию.
В три-четыре года ребенок не стремится играть с другими детьми. О себе говорит во втором или третьем лице.
В речи могут присутствовать бессмысленные монотонные повторения отдельных слов или целых фраз. Часто не понимает смысла событий вокруг, испытывает страхи, однообразен в поведении.
Помощь ребенку-аутисту заключается в ранней диагностике, психолого-педагогическом сопровождении и реабилитации.
Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у таких детей и их приспособление
к жизни в обществе.
Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле это не так. Они нуждаются в обществе, хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать.
В наших силах помочь им найти контакт с внешним миром.
В Богородском районе дети с расстройствами аутистического спектра имеют возможность получить всестороннюю помощь специалистов в «Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», который работает школе № 8.
Индивидуальные занятия проводят учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, они последовательно развивают у детей зрительные, слуховые и тактильные ощущения, формируют умения действовать по образцу, сортировать предметы по цвету, форме, величине и группировать их.
В качестве дидактических материалов педагоги используют игрушки со световыми и звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности; сенсорные панели; предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить; музыкальные инструменты.
Очень важно установить эмоциональный контакт с ребенком и стимулировать его речевую деятельность, научить выполнять установленные правила, предлагать доступные для ребенка задания, создавая ситуацию успеха.
Индивидуальные занятия подготавливают ребенка-аутиста к приемлемому поведению в группе. Занятия в небольших группах направлены на формирование навыков взаимодействия.
В «Центре ППМС-помощи» родителям оказывается консультативная помощь по вопросам развития ребенка и учету его особенностей, а также психологическая поддержка через организацию групповых тренингов. Все занятия и консультации бесплатны.
Записаться на консультацию к специалистам можно по телефону: 8-831-70-2-31-71.
Наш адрес: г. Богородск, улица Салова, д. 15 (второе здание).

М. МОЖАРЕВА,
Е. МОИСЕЕНКО,
специалисты «Центра ППМС-помощи»



 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here